Архитектура - синтез искуств и стилей
Нередко считают, что главным элементом стиля являются те декоративные мотивы, которые наносятся на стены здания для придания ему соответствующего облика. Именно так понимался стиль во второй половине XIX века, когда основным методом архитектурного творчества был эклектизм, широко использовавший для внешнего оформления зданий архитектурные формы различных эпох. На самом деле стиль несравненно более емкое понятие.
Сикстинская капелла. XVI в.
Стиль — совокупность основных, наиболее типичных признаков, которыми определяются специфические особенности архитектуры данного народа, данного времени. Понятие стиля не может быть ограничено только так называемыми частными архитектурными формами. Признаки того или иного стиля надо искать прежде всего планах и композиции сооружений, а также в особенностях конструктивного их решения.
Каждая эпоха вырабатывает свои особые типы зданий, которые имели определенную планово-композиционную структуру. В ней как бы сливались воедино требования функционального, конструктивного и художественного порядка. Эта типичная для данного времени планово-композиционная структура и характеризует тот или иной архитектурный стиль.
Архитекторы второй половины XIX века строили вполне современные здания с вполне современными планами из обычных для того времени строительных материалов с применением новейших типов конструкций и лишь внешне "обряжали" эти здания так, чтобы они напоминали, в одном случае, древнерусские сооружения, в другом — сооружения эпохи Возрождения, в третьем — барокко. В результате возникала ложная, "маскировочная" архитектура. Да иначе и быть не могло. Архитекторы того времени не в состоянии были возродить полностью композицию зданий прошлых эпох, осуществлять свои замыслы в строительных материалах и конструкциях XIV или XV века. А без этого не могло быть и речи о полноте воспроизведения стиля. Но даже если в отдельных случаях и были бы точно воссозданы здания того или иного времени, они все равно были бы ни чем иным, как музейными копиями исторических памятников.
Каждый архитектурный стиль — детище своего века, своей эпохи. Он порождается своим временем, развивается, эволюционизирует и вместе со своим временем умирает. Угасший архитектурный стиль остается лишь достоянием истории.
Все три стороны архитектуры — функциональная, конструктивная и художественная — должны быть слиты в единое целое, и этим целым является композиция здания. В полном единстве должны находиться внутренние и внешние объемы сооружения. Их разделяют между собой конструкции — стены и перекрытия. Поэтому желательно, чтобы габариты конструкций были предельно ограничены, сведены к минимальным размерам, но, разумеется, с полным соблюдением прочности, устойчивости, незвукопроводности и других условий, предъявляемых к ним. Внутренняя группировка объемов должна ясно выражаться во внешнем облике здания.
Башня здания адмиралтейства в С. Петербурге. 1805-1823 г.г. Архитектор А. Захаров
Необходимо, чтобы конструкции и формы архитектурных сооружений полностью соответствовали друг другу. В большинстве случаев конструкции и подсказывают, определяют характер архитектурных форм. Так было в древнегреческой, так было в средневековой готической архитектуре. Но история архитектуры знает и такие стили, когда архитектурно-декоративные формы не соответствовали основным конструкциям здания. Многочисленные примеры подобного рода дает нам стиль барокко, который развивался в странах Европы в XVII и первой половине XVIII века.
Перейдем теперь к вопросу о синтезе искусств, о связи архитектуры со смежными искусствами — живописью и скульптурой. О синтезе искусств создана целая литература. Мне хотелось бы выделить лишь главные моменты. Синтез искусств — это не просто живопись и скульптура, введенные в архитектуру. Это нерасторжимый союз, полное единство, возникающее в результате необходимости выявить содержание сооружения, создать его полноценный художественный образ. Архитектура оперирует в основном геометрическими формами, геометрическими объемами. Не всегда чисто архитектурные средства могут полностью выразить и развить идею, положенную архитектором в основу своего произведения. В этом случае на помощь архитектуре приходят смежные искусства, которые чисто изобразительными средствами досказывают содержание сооружения, развивают и обогащают его образ.
Мы знаем большое количество сооружений, в которые включена скульптура и живопись. Как убедиться в том, что достигнуто органическое взаимосочетание, подлинный синтез искусств? Здесь может быть применен только один метод — следует мысленно представить себе архитектуру, живопись и скульптуру изолированными друг от друга. Если в результате этого архитектура, живопись или скульптура проиграют, лишатся в какой бы то ни было степени своей выразительности, то в данном случае, очевидно, имел место синтез искусств, взаимное сочетание, взаимная поддержка их друг другом, если же, наоборот, разъединение архитектуры и произведений изобразительных искусств не сказывается отрицательно на степени выразительности здания, то здесь не было никакого синтеза искусств, имело место лишь механическое сочетание их друг с другом.
Не всегда синтез возникает сразу, в результате единовременного замысла и единовременной работы архитектора и художника. Мы знаем примеры, когда сперва строилось здание, а потом уже оно дополнялось живописью. Именно такой случай мы наблюдаем в знаменитой Сикстинской капелле, где Микеланджело, создавая свою роспись, вынужден был исходить в своей композиции из сложной формы потолка ранее построенного помещения. И тем не менее здесь мы наблюдаем полное единство архитектуры и монументальной живописи. Представим себе Сикстинскую капеллу без живописи. Это будет простое, обычное, не обращающее на себя внимания помещение. И, в то же самое время, снятая с потолка живопись Микеланджело, включенная фрагментами частями в состав музейной экспозиции, утратит большую часть своей выразительности, так как будет нарушен ее композиционный строй… Останется прекрасный рисунок, останется цвет, но восприниматься она все-таки будет совсем иначе.
То же самое можно было бы сказать о здании Адмиралтейства и украшающих его скульптурах Ф. Щедрина, И. Теребенева, С. Пименова, В. Демут-Малиновского. Трудно представить себе центральную часть Адмиралтейства, венчающую его башню, без скульптуры, способствующей раскрытию основной идеи архитектора А. Захарова-демонстрации морской мощи, морского могущества России. Без скульптуры Адмиралтейство станет другим, в то же время любая статуя, снятая с башни, будет смотреться как очень большая, хорошо выполненная вещь, и только.
Андреевский собор в Киеве. 1740-е г.г. Архитекторы В. Растрелли и И. Мичурин
Остановимся еще на одном важном вопросе теоретического и практического порядка — на связи архитектурного сооружения с окружающей средой.
Нередко здания располагаются среди природы или в определенной связи с природным окружением. В этих случаях необходимо так включать сооружение в ландшафт, чтобы оно казалось естественно возникающим из него и его дополняющим. Непревзойденным образцом в данном случае является знаменитый ансамбль Афинского Акрополя, состоящий из расположенных на скале храмов и общественных сооружений, сливающийся с далекими горами и лазурным сверкающим морем в один сильный, звучный аккорд.
Чудесно сочетается с высокими кручами Владимирской горки в Киеве созданный В. Растрелли и И. Мичуриным Андреевский собор. Размеры его, силуэт выбраны удивительно верно, они не могли бы быть ни увеличены, ни уменьшены.
Связь с природой обогащает архитектуру. Всем известен растреллиевский Большой дворец в Петродворце (Петергофе). Когда подходишь вплотную, с удивлением отмечаешь, что он очень невелик по высоте. Но стоит только спуститься в Нижний парк, подойти к каналу, соединяющему ковш «Самсона» с морем, как убеждаешься, что дворец буквально "вырастает" на глазах, он кажется снизу очень большим, величественным. Дело в том, что отсюда дворец воспринимается вместе с холмом, который он увенчивает. Холм покрыт каскадами, лестницами, скульптурой, и все это очень "подымает", обогащает архитектуру дворца.
Архитектор должен уметь использовать планировочные возможности предоставленного ему участка, так архитектурно организовать его, чтобы здание, здесь расположенное, выигрывало в художественно-композиционном отношении, чтобы между зданием и участком установилась тесная композиционная связь.