Arte de Vivere: русский вариант
Задача у архитектора вроде бы одна - создать комфортную, приятную и стилистически выверенную среду. В процессе работы все больше приходишь к выводу, что чем меньше видна работа архитектора и дизайнера, тем естественнее и гармоничнее оказывается созданная среда.
Контекст и задача
Заказчик обратился в архитектурное бюро «DIA» в тот момент, когда фундамент будущего дома был отлит и на таможне стоял заказанный ранее разборный бревенчатый финский дом. Задача заключалась в проработке интерьерного решения двухэтажного деревянного загородного дома и обустройстве территории вокруг него. Раньше данный земельный участок был частью пионерского лагеря, и на нем остались "раритеты" советской жизни, сколы времени: легкая стальная сварная конструкция телевизионной антенны, обелиск, бетонные разграничительные столбики, эстрада детского театра. Все эти элементы решено было сохранить нетронутыми либо преобразовать, дав вторую жизнь: так появились ландшафтные светильники из старых полуразрушенных столбов и навес для автомобиля из эстрады. Двухэтажный деревянный дом легко вписался в существующий ландшафтный и исторический контекст. Естественно, что история этого места навевала определенные воспоминания и рождалы образы, которые отчасти повлияли на стилистическое решение.
Планировка
Дом трехуровневый, с цоколем, большая часть которого - технические помещения (кладовая, постирочная, топочная, бойлерная, помещение под систему водоподготовки, электрощитовая) и большой кинотеатр. На первом этаже находится объединенное пространство гостиной, столовой, каминной и кухонной зон, а также бассейн, сауна, санузел, душевые, закрытая терраса и гостевая комната. Второй этаж - приватный (спальня, гардеробная, ванная и кабинет).
Цокольный этаж используется в редких случаях. Организация жизни связана с первым и вторым этажами и, как показывает практика, именно они используются максимально и работают на 90%. Третий этаж, будь это цоколь или полноразмерный этаж - в загородном доме часто является ненужным и неоправданным.
С точки зрения планировки есть и маленькие хитрости. Например, в детской комнате устроили антресоли, в которых организовали спальное место. При этом в стенке сделали маленькую дверь (110 см высотой), через которую можно попасть в гардеробную, а оттуда в спальню родителей. При желании у детей (как и у родителей) есть возможность перебраться друг к другу, не преодолевая лестничные марши между первым и вторым этажами.
Загородный дом - деревянный, и большая часть стенных поверхностей - натурального цвета дерева, поэтому в интерьере уместно было ввести активный цвет - вишневый, фиолетовый, красный. Это позволяет акцентировать и выделить функционально важные зоны, однако цвет - далеко не единственное средство.
Например, для зонирования салонной зоны первого этажа использованы самые разные элементы: стена из масс-панелей выделила телевизионную зону, кухня пространственно отделена не только камином, но и повышением уровня пола относительно других зон гостиной, огромный аквариум изолировал столовую.
Стиль и дизайн
Заказчик человек молодой, мобильный, гостеприимный. Поэтому обязательно надо было организовать пространство, которая смогла бы отвечать потребностям домовладельца устраивать веселые party в загородном доме для 20-30 человек. Сразу же стало очевидно, что для этих целей салонной части первого этажа недостаточно, поэтому в цокольном этаже решено было устроить кинотеатр общей площадью 60 м². Остальные помещения цоколя так и остались техническими.
"Общая атмосфера и сохранившиеся на участке реалии советского времени определили первые предложения по оформлению этого помещения, - комментирует архитектор, - стилизация под сталинский бункер. Хотелось использовать свойственные тому времени элементы оформления пространства - деревянные стулья, большой стационарный экран, который задергивается шторками, карта СССР, открытая электропроводка, черный жук-телефон на стене, гофрированные стальные трубы воздуховодов и т.д. Все это было бы уместно, если бы не одно маленькое "но". Сталинский бункер не располагает к общению, скорее к тихому шепоту и негромкому обсуждению. Кроме того, первоначальная функция этого пространства в момент работы над проектом была расширена, была смонтирована диджейская стойка, и кинотеатр приобретал еще одну функцию - танцпола. Поэтому мы решили оформить помещение в современном стиле, ненавязчивом, максимально функциональном. Естественно, что в домашнем кинотеатре есть стационарные элементы, структурирующие пространство, - диван, подвесное пластиковое кресло, но есть и мобильные - тканевые кресла-"груши", которые при необходимости убираются, освобождая место для вечеринки.
В той же стилевой манере решены и остальные помещения. Главный принцип - уместность вещей. Принцип оформления - стиль, который предполагает возможность совмещения разных элементов, но приоритетной является функциональность вещей. И если хочется поставить плетеное кресло рядом с кожаным диваном или плазменной панелью, то это не возбраняется, важна уместность вещи.
Единственное помещение, решенное по принципу стилевого контраста, - гостевая комната. Основная тема дизайнерского решения - деревенская пастораль, традиционная расписная мебель, высокая кованая кровать, обилие тканевого декора с цветочным орнаментом.