Баня, парящая над туманным Альбионом
О завершающейся реконструкции-реставрации знаменитой бани на термальных источниках в британском городе Бат, включенном в список ЮНЕСКО, сообщается в статье Хью Пеармана, опубликованной в одном из номеров американского журнала Architectural Record.
В ходе реализации этого проекта архитектор сэр Николас Гримшо и его команда, состоящая из 14 специалистов, совместно с архитектурно-реставрационной фирмой Дональда Инсола сумели органично соединить «старый архитектурный грузинский колорит» с архитектурой из известняка и стекла в стиле модерн поистине мирового уровня.
Город Бат («bath» (англ.) — «купание», «мытье», «ванна»), расположенный в 115 милях к юго-западу от Лондона, издавна отождествляют с горячими минеральными источниками, подземная вода которых пузырится на поверхности земли при температуре 115 градусов по Фаренгейту (46,1°C). Уже многие столетия назад ими благоговейно пользовались древние бритты, а затем благотворное влияние здешних вод открыли для себя вторгшиеся в Британию римляне (43 год нашей эры). Стоит ли удивляться тому, что римляне мгновенно оценили сильнейший потенциал и красоту этого прибрежного местечка, окруженного крутыми, лесистыми холмами, основав здесь огромную общественную купальню, сохранившуюся в городе до сих пор.
Уже в XVIII веке за короткий промежуток времени город принял известные нашим современникам очертания, став модным по тем временам курортом на минеральных водах. В основном эти очертания, отмечает автор, придали ему архитектор Джон Вуд и его сын — Вуд младший.
Но к концу ХХ века грузинские бани (старейшие и известнейшие на курорте) пришли в полную негодность. И в 1997 году городское руководство, давно осведомленное о международном статусе Бата, признанного ЮНЕСКО одним из центров Мирового Наследия, решилось на радикальные подходы к восстановлению знаменитого курорта.
Сэр Николас Гримшо выиграл объявленный конкурс на строительство нового курортного здания, мыслившегося частью еще большего проекта, включающего реставрацию прилегающих горячих ванн, построенных в 1775 году Вудом младшим и изящной купальни 1790 года (автор — Томас Болдуин). Обе они находятся в центре города. Обновленное и реконструированное здание бань должно было остаться в непосредственной близости от существующих издавна построек, чтобы иметь возможность пользоваться теплом горячих источников, в связи с чем пришлось избавиться от старого, почти неиспользуемого бассейна 1927 года постройки на Бью Стрит. Задачей этого нелегкого проекта стали реставрация, реконструкция и модернизация бань по полному циклу, в которых после 25-и летнего перерыва для посетителей будут открыты такие услуги как сибаритские купания, уход за телом и акватерапия. Этот уникальный проект общенациональной значимости был частично профинансирован Комиссией Третьего Тысячелетия при правительстве Британии.
За первоначальную основу главного здания оздоровительного комплекса на источниках архитектор сэр Николас Гримшо взял «горячую купальню» Вуда и приступил к работе над реставрацией и модернизацией грузинской постройки в сотрудничестве с архитектурно-реставрационной фирмой Donald Insall Associates. В проект были включены несколько классических деталей в «стиле Гримшо»: новая полностью застекленная крыша над «горячей купальней», свободнонесущий консольный навес над купальней the Cross Bath и полностью застекленный вход в здание всего комплекса, словно облегающий высящуюся на углу этого большого дома «колоннаду Болдуина». Теперь взаимосвязанные старое и новое здания стали основой обновленного «минерального» курорта.
Новое строение, «взметнувшееся» ввысь на пять этажей, обладает качествами, несвойственными старому. Оно предстает перед нами как некий «сэндвич из воды»: внизу, в полуподвале, — большой бассейн с дневным освещением и вверху — второй бассейн, расположившийся на крыше дома. Этажи «между» заняли парные, комнаты для массажа и переодевания. Визуально новое здание обрело формы каменного куба и свободностоящего цилиндрического барабана с отверстиями, одетых в объединяющую их стеклянную обшивку на более низких этажах. Во время работ был применен камень, из которого всегда строились «купальни на водах», — знаменитый золотой известняк юрского периода.
Посетители, разглядывающие интерьер, могут увидеть, как из освещенного дневным светом бассейна полуподвального этажа поднимаются четыре грузные, и еще более расширяющиеся кверху, конусообразные колонны с «грибовидными» капителями, повторяющиеся на каждом этаже. «Они создают ощущение некоей мускульной силы, чего-то древнего, римско-этрусского, — что скорее всего является данью истории и происхождения этих мест. Эта громоздкая, поднятая вверх колоннада, отдаленно напоминает знаменитый римский акведук», — отмечает побывавший там автор статьи.
Очевидно, что бассейн на крыше под открытым небом, опоясанный изящной стеклянной балюстрадой, с минимальным лифтовым ограждением, станет запоминающимся образом нового здания. «Сам сэр Николас Гримшо мечтает понежиться в его теплых ласковых водах, заворожено глядя сквозь тихо падающий сверху снег на белоснежные макушки окружающих холмов, — пишет Хью Пеарман. — А по ночам, — продолжает он слегка поддразнивать читателя, — из нового бассейна станет возможно любоваться непередаваемо чудной игрой подсветки старинных башен и крыш замков древнего города».
Архитекторы во главе с сэром Н. Гримшо красиво и ощутимо легко работали в этом «тонком и вибрирующем историко-архитектурном мировом контексте». Гримшо удалось виртуозно продемонстрировать, как бескомпромиссная архитектура модерна способна признавать историю и плодотворно и ярко сосуществовать с восстановленными древностями, отчего и то, и другое только выигрывает. «Этим проявлением ясного, здравого и практичного урбанизма Гримшо сослужил хорошую службу архитектуре», — резюмирует свои размышления об увиденном Хью Пеарман — архитектурный критик лондонского The Sunday Times и автор книги «Современная мировая Архитектура».