Дежурные по этнике
История влияния индийской культуры на европейскую длинная и извилистая. Экзотика национальных костюмов, украшений и всевозможных предметов интерьера очень сильно влияла на стиль жизни европейцев как минимум начиная с эпохи рококо. Но очень опосредованно. И шинуазри, и джапаниз – это панъевропейский снисходительный и довольно небрежный взгляд на забавное в своей необычности "неправильное" искусство Востока, недаром в русской традиции эти стили назывались китайщиной и японщиной. Но было одно исключение – оно делалось для кашемировых узорных пашмин. Настоящие ценились гораздо выше, чем европейские подделки для бедных.
А в XIX веке в домах европейцев появились мебель, статуэтки, подушки и ткани из Индии. И с тех пор, сколько бы Джорджио Армани ни пропагандировал Китай, а Ив Сен-Лоран – страны Магриба, именно Индия является главной страной, ответственной за этнику. Индийские традиции удивительно легко смешались с европейскими, положив начало колониальному стилю. Британцы поддались очарованию ленивой и сибаритской жизни джапурских махараджей, начав с обязательного пятичасового чаепития и закончив ярким, безудержно нарядным декоративным искусством. Про заполонивших Европу слоников и посуду со сложной чеканкой даже вспоминать неловко. Махараджи, в свою очередь, оценили европейские высокие стулья, переделав их в величественные троны. А еще приспособили на свой лад военный мундир. Галуны и эполеты превратились в несусветной красоты и богатства вышивку на узких парчовых кафтанах.
Интерес к настоящим индийским вещам появился в 60-х. "Дети цветов", всеобщее братство, расширение сознания удивительно хорошо сочетались с радостными и наивными бусами, браслетами, яркой индийской вышивкой и трогательными принтами. Нынешний всплеск интереса к настоящим индийским вещам далеко не столь демократичен. В тренде анилиново-яркий Болливуд и не знающая меры роскошь дворов знаменитых махараджей. Этот стиль настолько искренен в своем приятии любой роскоши, что этим оправдывает непобедимое стремление к гламуру. Он всем позволяет по-детски признать, что блеск и богатство радуют взгляд, а значит, они оправданны и красивы.
Самая настоящая мебель Индии – главным образом всевозможные столики и шкафчики со сложной резьбой, цветной лакировкой и "бомбейской мозаикой": инкрустацией слоновой костью, металлом и разноцветными кусочками дерева. Они очень сложные. У шкафчиков множество ящиков и ящичков, столешницы у столов тоже как будто состоят из ящичков, так как разбиты на ячейки. Кресла и диваны на львиных лапах, с мягчайшими пухлыми подушками, несколько моложе – они инспирированы тронами махараджей столетней давности.
В Индии принято использовать для создания новых вещей то сохранившуюся дверцу от шкафа, то старое слоновье седло, то колесо от древней колесницы. Поскольку в Индии очень сложный влажный климат и масса портящей дерево мелкой живности, мебель продуманно очень крепкая.