Как украсить любимый сад
Любому нормальному человеку свойственно стремление украсить свой дом. А если этот дом расположен за городом и есть хотя бы небольшой участок земли, то второй (а может быть, и главной) заботой становится оформление этого участка.
Малые скульптурные формы в саду
Сегодня, когда для многих загородный дом стал местом постоянного проживания, отношение к земле изменилось. Из сугубо "практической" территории она превратилась в особое личное пространство, где можно создать собственный мир и воплотить свои представления о красоте и гармонии с природой.
Ни один загородный дом невозможно представить без растений - они играют безусловно важнейшую роль. А дальше роли распределяются в зависимости от желаний и потребностей. Кому-то достаточно укромной скамейки в глубине сада или естественного ручейка, но все же никому еще не помешала изящная беседка, где так хорошо укрыться от жары, или красивые вазоны у главного входа в дом. Все эти вещи и вещицы - от забавной кормушки для птиц до фонтанов и античных статуй - называются малыми архитектурными формами. О них сегодня и пойдет речь.
О форме и содержании
Так называемые малые формы далеко не всегда малы и существует их великое множество - это статуи и бюсты, скульптура, вазоны для цветов, фонтаны, пьедесталы, колонны, стелы, ротонды, скамьи и даже мосты. Они бывают исключительно функциональны и совершенно бесполезны, просто - для красоты. Их изготавливают из дерева, отливают из металла, производят из натурального камня или бетонных смесей. Что и как выбрать для своей территории, зависит не только от финансовых возможностей, но и от вкуса заказчика. А вкус в данном случае предполагает три правильных сочетания: личных пристрастий с "окружающей средой", материалов главных построек с материалами, из которых изготовлены садовые "украшения", а также размеров участка с величиной "малых форм".
Понятно, что на шести сотках или рядом с домом "а ля русская изба" мраморная статуя вряд ли будет уместна, как бы этого ни хотелось. Точно так же, как в саду, окружающем классический особняк, - беседка из вагонки. Соответственно, для регулярного или пейзажного парка идеально подойдут средние или крупные "малые формы" из натурального песчаника, искусственного камня, массивная каменная или кованая садовая мебель. В традиционном саду средней полосы очень хорошо смотрятся кованые перголы и беседки, изящные фигурки птиц и животных из камня или металла. В нем всегда найдется место для идиллического уголка, где журчит небольшой фонтан, а рядом расположились пара ажурных кованых кресел и чайный столик. И в то же время при правильном подходе к оформлению ландшафта можно стилистически связать и те, и другие. Сегодня мы остановимся на двух группах "малых форм" - кованых и "каменных", рассмотрим их особенности и главные достоинства.
Хрупкий камень и многоликий бетон
Слово "каменные" в данном случае взято в кавычки не случайно. Под этим условным названием можно объединить изделия из натурального мрамора, натурального песчаника и искусственного камня. Считается, что природные материалы лучше, потому что - "настоящие". Однако для наших реалий это утверждение не совсем верно. Мрамор и песчаник оказываются совершенно беззащитны не только перед русскими морозами, но в первую очередь, перед хроническими перепадами температур. Любое изделие может растрескаться, а реставрация, какой бы профессиональной она ни была, не вернет ему первоначального вида. Конечно, за такими "предметами роскоши" всегда тщательно ухаживают - укрывают специальным материалом, помещают в деревянные короба… К тому же, "природность" не только хрупка, но и очень дорого стоит.
Мостик через искуственный пруд
Поэтому более практично установить в своем парке или саду малые формы, созданные из декоративного бетона (его еще называют мелкозернистым бетоном, архибетоном, искусственным камнем). Свойства этого материала обширны - он легко обрабатывается при сборке и монтаже, его можно крепить практически к любой поверхности, с его помощью можно изобразить, например, старинную кладку или скалистый склон.
Кстати сказать, изделия из искусственного камня тоже совсем не дешевы. Особенно если речь идет о комплексном благоустройстве большой территории. Потому как на ней вполне гармонично будут смотреться и аллея, украшенная рядами античных статуй, и помпезный фонтан с многоярусной чашей, и романтическая ротонда, и даже стела, не говоря уже о таких мелочах, как резные вазоны на пьедесталах или изысканная поилка-купальня для птиц. Все это можно заказать в специализированных салонах по каталогам. Причем, каждый салон представляет определенных (отечественных и зарубежных) производителей, у которых есть свои секреты мастерства, свои эксклюзивные формы и, что очень важно, свои методы работы с клиентами.
В большинстве случаев на наших производствах используются западные технологии, формы для отлива и даже некоторые составляющие для бетонных смесей, например, белый цемент. Разумеется, изготовленные "на месте" изделия значительно дешевле привезенных из-за границы аналогов. Но у них есть еще одно очень важное преимущество - отечественные производители "приспосабливают" зарубежные технологии к особенностям нашего климата: добавляя специальные компоненты.
Существуют два основных способа изготовления изделий из искусственного камня. Первый - метод обычного формования, заливки, когда в форма наполняется жидкой смесью бетона и многочисленных добавок. Второй способ называется методом полусухого вибропрессования. В форму постепенно засыпается полусухая смесь, и каждый новый слой утрамбовывается с помощью вибромолотка. Несмотря на кажущуюся "грубость", этот процесс чрезвычайно тонкий и требует от мастера большого умения и чувства материала. Затем происходит распалубка формы, извлеченное из нее изделие перемещается в специальную камеру с определенными уровнем влажности и температурой. Там оно получает необходимую влагу для полного затворения цемента. Через сутки изделие отправляется на склад или прямо на место будущего "проживания" в пленке, под которой оно обречено находиться еще почти месяц для достижения нормативной прочности. Метод полусухого вибропрессования позволяет добиться фактурной поверхности изделия. Кроме того, изготовленные таким образом предметы легче реставрировать - швы меньше заметны. Но и в изделиях, созданных по методу обычного формования, есть свои прелести, например, они прекрасно имитируют натуральный мрамор, близки к нему по цвету. И здесь тоже решающую роль играет только желание заказчика.
Единственное, чего он не может себе позволить, - это бросить такую красоту на произвол ветра, мороза, снега и оттепелей. Поэтому многие фирмы настоятельно рекомендуют своим клиентам выполнять определенные рекомендации по уходу за изделиями: раз в год обрабатывать их специальным гидрофобным составом и при наступлении холодов укрывать пленкой, защищающей от влаги и мороза, но пропускающей воздух. Однако самый оптимальный вариант - доверить присмотр за "малыми формами" вашего сада специалистам, которые не только правильно установят их (ни в коем случае нельзя делать этого своими силами!), но будут проводить и плановый профилактический осмотр, и реставрацию в случае необходимости, и подготовку к осенне-зимнему сезону.
Старый добрый металл
Кованые декоративные элементы
Кованые изделия не менее прекрасны, чем "каменные", просто они - другие. На вопрос: "Что лучше выбрать для сада - ковку или декоративный бетон?", ответа нет. Это все равно, как пытаться определить, что лучше - зима или лето. Ковка способна подчеркнуть архитектурный стиль, "сложенный" из бетона, и в то же время она абсолютно самодостаточна. Ей подвластны те же (и даже в большем разнообразии) формы, которые можно сотворить из искусственного камня, но она более пластична, более легка зрительно, разнообразна по стилистике. Но главное ее достоинство в том, что кованые изделия неповторимы. Если для изготовления вещей из декоративного бетона используются одни и те же формы, пусть их и несметное количество, то любая ковка - индивидуальна. Можно взять один и тот же эскиз, но результат всегда чуть разный - цветочный лепесток отогнут сильнее, форма виноградинки в грозди круглее… Ковка позволяет выполнить любой каприз, поэтому очень часто художники, разрабатывающие эскизы для кузнецов, могут изменять их в соответствии с пожеланиями заказчика.
Технология производства кованых изделий традиционна и в целом неизменна уже сотни лет. Она сложна и интересна, как любое искусство, и это - совсем отдельная история. Заказчик в первую очередь должен интересоваться конечной обработкой изделия - от этого зависит его сохранность и первоначальный "блистательный" вид. А потому оно должно быть покрыто устойчивыми грунтами и красками. В последнее время активно используется метод горячего цинкования с последующей покраской в любые цвета радуги.
Кованые перила
Ковка используется повсеместно - и во внутренних интерьерах, и в отделке зданий, и в виде "малых форм" для садов и парков. Разницы между "домашней" и "уличной" ковкой почти нет. Важно лишь соблюсти правильные пропорции размера, например, скамейки по отношению к пространству помещения. Одна и та же скамья может быть использована и в гостиной, и в саду. Только если у нее деревянные сиденье и спинка, то это просто скамья, а если их обить тканью, то получится диван. Кованая скульптура и вазоны также уместны где угодно. Пожалуй, только беседка внутри помещения будет выглядеть явным "экстримом".
Однако, садовые вещи требуют обязательной предзимней подготовки. Их необходимо защищать от коррозии - главного врага металла. Единственный способ для этого - окрашивание, причем проводить его необходимо до наступления минусовых температур, пока краска ложится и высыхает нормально. Если технология окрашивания соблюдена, то кованые "малые формы" спокойно перезимуют и порадуют вас весной своим нетронутым великолепием. Хотя и зимой, стряхнув снег с любимой скульптуры и скамейки, вы можете спокойно присесть, подышать морозным воздухом и насладиться природной и рукотворной красотой своего сада.