Художественный образ в архитектуре
Архитектурный образ — это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего. Мы говорим часто об образе современного жилого дома. Это значит, что современный нам дом должен иметь в своем облике определенные, характерные черты, которые давали бы правильное представление о его структуре, о жизни в нем, о тех общественных условиях, которые его создали. Каждый конкретно взятый жилой дом должен быть похож именно на жилой дом, а не на сооружение иного назначения. Совершенно то же следует сказать и о прочих зданиях.
Арка главного штаба в С-Петербурге. 1819-1829 г.г. Архитектор Карл Иванович Росси
Образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура — окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение.
Следует заметить, что работа архитектора над образом не является самодовлеющей задачей. Она должна быть подчинена главному — созданию удобного, в функциональном отношении конструктивно оправданного здания, экономичного в процессе постройки и в процессе эксплуатации.
Окружая нас всюду и постоянно, архитектура является могучим средством воспитательного воздействия. Целесообразно построенные, выразительные здания, хорошо спланированный, красивый город активно влияют на людей, способствуют их успешной, плодотворной работе, помогают им отдыхать.
Теперь несколько слов о работе архитектора над проектом здания. Прежде всего замечу, что именно наличие образного мышления в творческом процессе зодчего и делает архитектуру, являющуюся разновидностью науки и техники, искусством. Но как протекает этот процесс? Как работает архитектор? Как проектирует он здание?
Во всем этом много индивидуального. У каждого архитектора, так же как и у всякого художника, свой метод работы. Иногда метод работы одного архитектора существенно отличается от метода работы другого. И все же тут есть общие моменты, на которых мы и сосредоточим свое внимание.
Прежде всего, приступая к проектированию того или иного сооружения, архитектор должен хорошо знать программу будущего здания, иметь точное представление о его назначении, о составе и размерах иной раз очень многочисленных помещений, о технологических и функциональных процессах, протекающих в нем. Он должен знать, какие средства ассигнованы на строительство, какими материалами и конструкциями может располагать и — если это не типовой проект — ясно представлять себе тот участок, на котором дом будет строиться.
У архитектора возникает также естественное желание узнать: а что представляют из себя уже построенные здания этого же типа. Он обратится к имеющейся литературе, книгам и журналам и в дальнейшем постарается использовать все положительное, что накопилось в строительстве подобных зданий до него. Знакомство с литературой не может сводиться к механическому заимствованию, оно должно быть лишь критическим рассмотрением существующего опыта.
После этого архитектор приступает к проектированию. Он стремится представить себе будущее здание, его образ в самых общих контурах, в самом общем виде. Здесь уже, на этой ранней, начальной стадии работы, у архитектора может возникнуть не один, а несколько вариантов его будущего проекта. Представляя себе первоначально намеченную группировку объемов, очертания плана, архитектор может вскоре убедиться, что они не отвечают требованиям функционального или конструктивного порядка. Тогда приходится в корне менять решение. Все свои предположения архитектор закрепляет многочисленными эскизными набросками плана, фасадов здания, перспектив. Постепенно замысел все более и более конкретизируется и уточняется. Если принятое композиционное решение удовлетворяет архитектора, то он приступает к более детальной разработке всех частей проекта будущего здания уже с соблюдением масштаба. Даже на этой стадии у архитектора могут возникнуть существенные затруднения при распланировке помещений, при разработке конструктивной схемы здания.
Наконец архитектор окончательно оформляет, детализирует свою мысль и завершает составление проекта. Но это только эскизный проект. Он не может еще быть реализован, так как предложенные архитектором конструкции зафиксированы здесь в самом общем виде, без необходимого уточнения и расчета. Конструкции эти не проверены с точки зрения их устойчивости. Поэтому после принятия эскизного проекта архитектор совместно с инженерами разрабатывает так называемый технический проект, где в нужных масштабах и с нужной степенью точности показано все здание уже со всеми его конструктивными элементами. В техническом проекте окончательно выясняется на основании расчета структура конструктивных частей.
Затем настает время составления рабочего проекта. Фасады, планы, разрезы и их части значительно увеличиваются в масштабе, составляются многочисленные чертежи с показанием узлов и деталей будущего здания. С этих чертежей снимаются способом светокопии "синьки", которые и идут на строительство, поступают в руки рабочих.
Здание главного штаба на дворцовой площади в С-Петербурге. 1819-1829 г.г. Архитектор К. Росси
Но творческая работа над зданием на этом не прекращается. Коллектив, осуществляющий проект в натуре, должен обеспечить высокое качество сооружения. А от качества производства работ в архитектуре зависит очень многое. Одно и то же здание, осуществленное в различных материалах или в одном и том же материале, но при плохом и хорошем исполнении, может производить совершенно различное впечатление. Кроме того, в ходе строительства в проект могут быть внесены и отдельные изменения самим автором. Архитектура прошлого дает нам большое количество примеров, когда первоначальный проект очень сильно изменялся и совершенствовался в ходе постройки. К сожалению сейчас авторскому надзору за строительством уделяется не очень большое внимание. Следует помнить, что чем меньше разрыв между проектированием и строительством, тем качественнее будет построенное здание.
Мы говорили выше о проектировании и об осуществлении в натуре одного здания. Но часто перед архитектором возникают еше более сложные задачи, связанные с созданием целых архитектурных комплексов или ансамблей. Что такое ансамбль? Это — совокупность ряда сооружений, которые обладают определенным художественным единством, художественно взаимодействуют между собой. Мы говорим об ансамбле площади, улицы и даже целой части города. Ансамбль является высшей формой архитектурной композиции. Однако архитектурные ансамбли не всегда возникают сразу, на основе единого замысла. Иногда ансамбль складывается постепенно, в течение длительного времени. Примером может служить ансамбль Дворцовой площади в С-Петербурге, где Зимний дворец был возведен архитектором В. Растрелли в середине XVIII века, здание же Главного штаба — К. Росси в двадцатых годах XIX века. Еще позже на этой же площади О. Монферраном была установлена Александровская колонна, а А. Брюлловым построено здание Штаба войск гвардии. И тем не менее, несмотря на участие в застройке нескольких архитекторов, работавших в разное время, несмотря на то, что отдельные здания были построены в разных стилях, Дворцовая площадь не имеет равных по силе и выразительности своей архитектуры.
Выше говорилось о художественно-образной, эстетической стороне архитектуры. Необходимо отметить, что вкусы, художественные критерии в оценке произведений искусств никогда не пребывали в состоянии покоя. Они все время изменялись. То, что нравилось египтянам, было совершенно чуждо грекам. Античное искусство и архитектура завершили свое развитие в IV—V веках н. э., на смену им пришел иной стиль, пришли совершенно иные художественные идеалы. Но и средневековому искусству был положен исторический предел. Следующая эпоха, эпоха Возрождения, отмела средневековые традиции и, стремясь создать новое искусство, стала вдохновляться культурой античной древности. То, что убеждало в архитектуре людей XIX века, не может быть безоговорочно принято в нашей современности. У нас свои представления о красоте, о прекрасном в искусстве и в архитектуре. Художественная сторона архитектуры все время претерпевала изменения, иногда очень сильные, радикальные. Менялись композиционные принципы, принципы построения и оформления фасадов, по-разному понимались и вопросы, связанные с планировкой городов, с ансамблевой застройкой.
Отсюда вывод, что художественная сторона архитектуры является так же, как функциональная и конструктивная ее стороны, исторической, изменяемой во времени категорией. Сколько бы мы не рассмотрели зданий разных эпох, создаваемых разными народами, все они заметно отличаются друг от друга, иногда не имея в своем облике ничего общего. В подобных случаях говорят, что здания принадлежат различным стилям.