Коломенский заповедник
Церковь Вознесения в Коломенском
Среди оставшихся нам в наследство от старых времен архитектурно-парковых ансамблей старинная царская резиденция Коломенское — особенная. В отличие от Кусково, Останкино и пр. помещичьих усадеб, сохраняющих по мере возможностей единство задуманного хозяевами устройства, Коломенское представляет собой историко-архитектурный заповедник, на бывшую царскую территорию которого свезли в XX веке с разных уголков России памятники русского деревянного зодчества.
Старинные потемневшие от времени постройки, нашедшие себе место среди реликтовых деревьев бывшего огромного парка Липки, как смиренные вассалы, дополняют общую картину исторического прошлого, центром которой служит знаменитая церковь Вознесения, являющаяся одним из самых ярких знаковых символов Москвы.
Церковь Вознесения — здание уникальное. Ее белокаменный столп, высотой почти в двадцатиэтажное здание, стоит здесь, на высоком холме, со времен своего основания в 1532 году. По преданию, храм велел построить на этом месте великий князь Василий III в честь рождения своего долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного.
Неизвестный архитектор, по мнению специалистов, скорее всего итальянского происхождения, создал настоящий шедевр, вложив в форму устремленного вверх здания храма символический образ Вознесения Христа. Талантливая рука мастера соединила формы древнерусского зодчества с элементами западноевропейской готики и, дополнив их деталями ренессансной итальянской архитектуры, создала новый, невиданный дотоле не только на Руси, но и в мире стиль храмовой постройки. Массивность и монументальность этого гордого, стройного здания, толщина стен которого доходит до 3 метров, совершенно не ощущается. Композиция храма и его декор — все служит единой цели — стремлению ввысь.
Архитектор как бы составил 62-метровое здание, как ракету, из ступеней. Сначала идет мощный подклет, потом установленный на нем четверик, дальше продолжающий его вверх восьмерик, переходящий в восьмигранный шатер, с как будто наброшенными на него каменными ожерельями. Основание церкви опоясано галереями с крытыми лестничными переходами, а стыки ступеней столпа обрамлены тремя рядами шлемовидных кокошников. При всем при этом в декоративной отделке храма нет и намека на какую-либо пышность или вычурность. Готические стрелы, тонкие пилястры, вытянутые кокошники и даже бусины шатра, покрытого маленькой главкой с устремленным в небо крестом, строги, изящны и подчинены единому вертикальному ритму.
Внутреннее помещение храма, по площади, кстати, очень маленькое, примерно 73 м², зато необычайно высокое и светлое, еще в XVII веке было украшено фресковой росписью. Но ни она, ни более поздняя настенная роспись, так же как и древние иконы, к сожалению, не сохранились. Зато с восточной стороны галереи церкви можно полюбоваться на уникальное в своем роде сооружение — царский белокаменный трон XVI века. Возможно, когда-то во время торжественных церковных процессий на нем сидели патриархи или митрополиты. До нас дошли сведения только о том, что на этом месте любил часами сиживать царь Алексей Михайлович, наблюдая за учениями своего 30 000 войска, которое в летнее время лагерем располагалось у подошвы холма на берегу Москвы-реки.
С высокого холма Коломенской усадьбы хорошо видна церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково, построенная предположительно в середине XVI столетия.
Храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково (XVI век)
В течение многих веков село Дьяково являлось как бы продолжением Коломенского и имело с ним одну историческую судьбу. По преданию, Иван Грозный на свои именины каждый год слушал обедню в Дьяковской церкви, а потом приглашал духовенство на пир в свои хоромы в Коломенском.
Вполне возможно, что возводили этот храм те же зодчие Барма и Посник Яковлев, что впоследствии стали знамениты как строители собора Василия Блаженного на Красной площади. Уж очень похожи композиция и структура зданий. Величественная центральная башня и четыре маленьких башенки, поставленных на одно основание, представляют собой пять отдельных церквей, престолы которых были освящены в честь святых покровителей членов семьи Ивана Грозного. Известно, что сам Иван Грозный очень любил церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, возможно потому, как считают некоторые исследователи, что именно в ней он венчался на царство.
В самом же селе Коломенское, рядом с Вознесенской церковью, стоит еще один памятник XVI века — круглая колокольня Георгия Победоносца, вероятнее всего работы итальянского мастера. На ее верхнем ярусе, прорезанном пятью арками, висели когда-то колокола, звон которых раздавался не только в положенное по религиозным канонам время, но и нередко звучал как сигнал тревоги, которым часовые предупреждали жителей о приближении врага. Где-то неподалеку от церквей стояли царские хоромы Ивана Грозного. Их, возможно, снесли, а возможно, частично использовали при строительстве нового дворца в 1667 году по повелению царя Алексея Михайловича.
По дошедшим до нас свидетельствам, это был удивительной красоты дворцовый ансамбль. Сказочно разукрашенные 26 теремов разной величины и высоты были объединены в единый комплекс, в который входили все необходимые царскому семейству постройки. Он имел в длину 100 метров, в ширину — 80 и в высоту — до 30 метров. 3000 окон освещали 270 искусно отделанных художниками комнат. Строительством и отделкой руководили плотничий староста Сенька Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов. Художественные работы выполняли лучшие иконописцы и резчики по дереву во главе с первым царским изографом Симоном Ушаковым. Это было настоящее русское чудо, а уж на европейский взгляд, еще и невероятно экзотическое. Терема венчали зеленые кровли самых разнообразных форм: шатры, «бочки», «луковицы», «шатровые двойни», «кубоватые крыши», а галереи, чердаки, крылечки и оконные наличники отличала искусно выполненная причудливая резьба. Нарядные слюдяные окна, расписанные изображениями либо людей, зверей и птиц, либо так называемым травным орнаментом, были закрыты переплетениями из белого и красного железа в виде разнообразных решеток. Центральные хоромы царя украшали резные фигуры единорога, льва и двуглавого орла. Сюда же вело парадное резное крыльцо, а по специально устроенным крытым переходам можно было попасть в покои царицы, царевичей и царевен.
Колокольня Георгия Победоносца в селе Коломенское
Государев двор окружала частично каменная, частично деревянная стена. Нынешние посетители Коломенского попадают в усадьбу через бывшие Задние ворота. А во времена Алексея Михайловича главный восточный фасад дворца смотрел на тоже сохранившиеся по сей день Передние ворота усадьбы, через которые в XVII веке въезжали и входили в Коломенское со стороны Москвы-реки. Около них на постаментах стояли огромные фигуры четырех львов, которые приводились в движение хитроумным механизмом, располагавшимся над арками, в специальной Органной палате или, как ее называли, «Палате львова рыканья». Львы рычали, вращали глазами и разевали пасти, встречая высокопоставленных посетителей и иностранных послов. Автор этих механических зверей, одетых в львиную шкуру, известен. Им был уникальный мастер Петр Высоцкий. Но вот из чего были изготовлены куклы, то ли из дерева, то ли из меди, достоверно не установлено. К сожалению, ни львы, ни механизм, приводящий их в действие, как, впрочем, и старинные часы над Органной палатой, не сохранились. Сейчас на третьем ярусе ворот под восьмигранным шатром стоят часы, снятые с Сухаревой башни перед ее разборкой.
С севера к Передним воротам, которые еще назывались Дворцовыми, примыкают Приказные палаты, построенные в 1673 году, а с юга — Полковничьи. В XVII веке здесь размещались царская канцелярия, в которой было сосредоточено все управление усадьбы, и начальство стрелецкой охраны. Сразу за Полковничьими палатами стоит сооружение того же времени, правда, надстроенное в XVIII веке. Это бывшая Кладовая палата Сытного двора, включавшего в себя Хлебную и Поваренную палаты, Кормовой, Конюшенный и Скотный дворы и еще множество погребов, ледников и других хозяйственных построек. От них практически мало что осталось, но вот интереснейшее сооружение XVII века Водовзводная башня, в которой был устроен механизм для подачи воды из глубокого колодца в специальный резервуар, откуда по керамическим трубам она поступала во дворец, существует до сих пор. В 1979 году археологи раскопали на территории Коломенского еще одно интересное инженерное сооружение — белокаменный водоотвод, служивший для оттока воды от таявшего в погребах льда.
Известно, что еще до появления дворца Алексея Михайловича в Коломенском уже существовала деревянная церковь Казанской Богородицы, посвященная Великой чудотворной иконе Казанской Богоматери, в честь избавления России в 1612 году от польского плена. Вероятно, что одновременно с дворцом или немного раньше, на месте старой была построена новая каменная церковь, которая крытым переходом соединялась с царскими хоромами. Ее архитектура характерна для 60–70-х годов XVII столетия. Основу здания составляет куб с арками, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятью куполами. Один купол — световой, а остальные в соответствии с каноном — глухие. Ко второму ярусу храма, расположенному на высоком подклете, ведут с севера и юга парадные лестничные марши. Для царской семьи это была домовая церковь, где во время служб царь с царицей восседали на специальных молитвенных местах-тронах, приставленных к двум столбам со специальными углублениями.
Новая каменная церковь Казанской Богородицы
Чудо-дворец Алексея Михайловича просуществовал около 100 лет. Но ко времени вступления на русский престол Екатерины II он уже обветшал настолько, что в 1762 году она велела тщательно обследовать все постройки и определить необходимые для восстановления расходы. Представленная смета на починку и перестройку дворца ее ужаснула, и императрица предпочла разобрать старые здания, а из пригодного еще материала построить новые.
И в 1766 году работы начались. Екатерина сильно торопила строителей и экономила деньги, поэтому ни размерами, ни интересным архитектурным решением новый царский дворец не отличался. Это было четырехэтажное здание с двумя нижними этажами каменными и двумя верхними деревянными. Екатерине дворец быстро разонравился, и она перестала ездить в Коломенское.
В 1825 году дворец снова стали переделывать. Архитектор Е.Д. Тюрин, известный представитель школы московского ампира, создал сложную, довольно мрачную композицию с высокой и грузной центральной башней-фонарем и двумя выступающими по сторонам флигелями, которые соединялись с дворцом открытыми галереями из дорических колонн. В таком виде обустроенное Коломенское дожило до середины XIX века.
Окончательно судьба старинной царской усадьбы решилась при Александре II, который распорядился продать на снос весь дворец, правда, предварительно вывезя ценные предметы установки.
Еще при Екатерине II, когда были разобраны основные постройки чудо-дворца Алексея Михайловича, была сделана небольшая его модель, которая впоследствии исчезла. Сейчас в Коломенском музее можно полюбоваться на другую более-менее достоверную модель в одну сороковую натуральной величины, изготовленную значительно позднее, в 1865 году.
Как историко-архитектурный заповедник, Коломенское начало свою новую жизнь в 20-х годах уже прошлого для нас столетия. Из Преображенского сюда привезли «медоварню» XVII века, сложенную из толстых, диаметром около 70 см бревен. Позднее из устья реки Северной Двины с большими предосторожностями доставили домик Петра I постройки 1702 года. По преданию, в нем жил Петр, наблюдавший за строительством крепости на подступах к Архангельску. С берега Белого моря привезли и поставили в парке крепостную башню Николо-Карельского монастыря 1690 года. А самое древнее сооружение, датируемое серединой XVII века, попало в Коломенское из Сибири. Это крепостная башня Братского острога, того самого, в котором томился в заключении ревнитель древне-православной веры неистовый протопоп Аввакум.