Ковер и палас
С давних пор люди украшали свои жилища коврами. Правда, изначально ковер выполнял исключительно практические функции, защищая человека от холода и ветра. Со временем ковер стал красивым и изысканным предметом интерьера. На Древнем Востоке по количеству имеющихся в доме ковров определяли уровень благосостояния человека. А сами ковры воплощали представление людей о блаженстве духа, рае и красоте. Ковры востребованы и по сей день, создавая в доме настоящую атмосферу комфорта и уюта.
Без ковра – никуда
Не секрет, что без ковра даже самый стильный интерьер будет выглядеть безжизненным и холодным. Ковер поднимает статус жилища в ваших собственных глазах и глазах гостей, а если он большой цены и редкости – это просто семейная реликвия. Однако в большинстве случаев мы покупаем ковер не только для того, чтобы украсить жилище. Расстеленный на полу ковер – отличный отделочный материал, превосходящий по эстетическим качествам линолеум и даже паркет. Кроме того, паркет и его заменители обычно дороже и более подвержены механическим повреждениям, нежели ковровое полотно, которое намного дольше сохраняет свои первоначальные свойства.
Ковер можно считать прекрасным тепло- и звукоизолятором, так как он позволяет на 10% сократить расходы на обогрев помещения и в десять раз лучше, чем твердый пол, поглощает акустические волны.
Упомянем и такое немаловажное свойство ковра, как способность улавливать пыль. Лежащая на паркете пыль вздымается от малейшего движения воздуха и попадает в дыхательные пути, а ковер «связывает» ее, заставляя смиренно ждать уборки. Помимо пыли ковры (к сожалению, это относится только к шерстяным изделиям) способны улавливать водяные пары, снимая избыточную влагу в комнате.
Еще одна необычайно важная функция ковров – формирование архитектурного облика помещения, разделение его на различные функциональные зоны, каждая из которых приобретает особое значение. Например, изысканный ковер может очертить в гостиной область приема гостей или разделить помещение на рабочую и столовую зоны. В детской нет лучше средства, чтобы условно «поделить» комнату между детьми. В общем, ковры способствуют некой упорядоченности жилого пространства, в то же время оживляя и насыщая интерьер орнаментами, рисунками, цветами и оттенками.
Пушистые и не очень
Приобретая ковер для украшения и утепления стен и пола, всегда хочется, чтобы он как можно дольше сохранял презентабельный вид. Несомненно, прежде всего, срок службы ковра зависит от его качества, которое, в свою очередь, определяется следующими основными критериями: технология изготовления, плотность, материал, метод окраски и особенности красящих веществ.
В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от английского tuft – «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Тканый ковер принципиально не имеет ворса. В отличие от тканых плетеные ковры изготавливают так: на тканевой (хлопковой, шерстяной или, допустим, джутовой) основе вяжут узелки из пряжи. Получается ворс. Каждый узелок завязывается отдельно, благодаря чему обеспечивается возможность получать абсолютно любые узоры. Еще один вид ковров – редко встречающиеся валяные (войлочные) ковры – пожалуй, самые древние изделия, изготавливающиеся из шерсти. Их применяют в качестве теплоизоляционных напольных покрытий.
Ковры различаются также по текстуре ворса, который может быть петлевым или разрезным. Разрезной ворс получается, если петли разрезать или подстричь. Он менее прочен, чем петлевой. Но зато выглядит изящнее. Причем в одном ковре могут быть и петли, и разрезной ворс. Самым простым ковром является петлевой одноуровневый: все петли имеют одинаковую высоту и не разрезаны. Это идеальное решение для оживленных офисов и помещений, в частности для лестниц. Неразрезанные петли устойчивы к износу. Если сделать петли разной высоты, то получится петлевой многоуровневый ковер с рельефом.
Однако даже на коротком разрезном ворсе остаются следы шагов и грязь, что требует гораздо большего внимания и ухода. Переставлять на таком ковре стулья или столы, конечно, не рекомендуется. Поэтому не стоит прельщаться мягкостью длинного ворса, если ковер предназначен для помещения, где собирается много людей. Таким образом, длинный ворс больше подходит для спален, детских, домашних кабинетов, а короткий, наоборот, – для гостиных, столовых и холлов.
Одним из важнейших критериев, влияющих на долговечность и стоимость ковра, является плотность вязки основы, определяемая количеством узелков на квадратный метр. Чем больше плотность, тем выше качество ковра (более плотный ворс лучше противостоит деформации и дольше сохраняет упругость и первоначальный внешний вид). Минимальная плотность у ковров машинной вязки западного производства – 300 тыс. узелков на квадратный метр, максимальная – до 2 млн. У шелковых ковров ручной работы этот показатель может доходить до 10 млн. Для ковров ручной работы китайского производства используется принципиально другой показатель – число линий (рядов) на фут ковра (например, 80 линий, 120 линий и т.д.)
Материал имеет значение
Качество определяется и плотностью вязки ковра, и материалами, из которых ковер соткан. От материала ворса в немалой степени зависит долговечность ковра, его износоустойчивость. В основном ковры делают из шерсти, шелка, синтетических волокон. Шерсть издревле является традиционным и самым распространенным материалом для ковроткачества. Она необычайно прочна, долговечна, устойчива к истиранию и механическим воздействиям. Поэтому в проходных помещениях или в детских лучше использовать именно шерстяные ковры. Они эластичны, их волокна возвращаются в первоначальное положение даже после значительных нагрузок, на них не остается следов от мебели.
Шерстяные ковры способны улавливать влагу в сырых помещениях и сохранять тепло в плохо отапливаемых комнатах. Они не накапливают статическое электричество, по ним полезно ходить босиком. Всем известны и эстетические достоинства шерстяных ковров – волокна шерсти отражают свет в разных направлениях, поэтому они не блестят, отличаются исключительной мягкостью, очень уютны. Ковры изготавливают чаще всего из шерсти овец, верблюдов, реже – лам и ангорских коз. Чем моложе животное, тем мягче и эластичнее, а значит, дороже шерсть. Кстати, цена шерстяных ковров со временем не уменьшается, а наоборот, возрастает.
Ковры из шелка славятся изяществом и мягким мерцающим блеском. Шелковые волокна справедливо считают самыми прочными, однако ковры из них довольно тонкие и в холодную погоду вряд ли согреют. Впрочем, шелковая пряжа благодаря своей необычайной тонкости позволяет достичь высочайшей плотности плетения, за счет чего обеспечивается исключительно детальная проработка рисунка и долговечность. Надо сказать, что и стоимость шелковых ковров значительно выше. Место таких ковров – на стене спальни или гостиной, где они будут радовать взгляд многих поколений.
Наряду с натуральным шелком в ковроткачестве широко используется и искусственный. Его правильно называть ацетатным шелком, вискозой или вискозным шелком. Он получается путем вытягивания нитей из целлюлозы. Несмотря на то что искусственный шелк весьма похож на натуральный, по своим практическим свойствам вискозные и ацетатные ковры значительно уступают настоящим. Они быстро загрязняются, а после стирки теряют первоначальную фактуру. Поэтому ковры из искусственного шелка лучше использовать на стене, а не на полу.
Одним из самых древних материалов для производства ковров считается сизаль. Из этого материала изготавливают очень дешевые, но необычайно прочные покрытия, в народе называемые попросту циновками. Сизаль – это субтропический травянистый кустарник. Его волокна необычайно прочны, и при всей своей простоте циновка прослужит очень долго. Она не впитывает грязь, и поэтому ее легко чистить пылесосом.
Большой популярностью сегодня пользуются ковры из искусственных материалов – во многом благодаря низкой цене и приятному дизайну. К сожалению, синтетические ковры имеют немало недостатков: они плохо впитывают влагу, практически не греют, могут быть токсичны и к тому же накапливают статическое электричество. Учитывая все это, можно прийти к выводу, что от покупки ковра из искусственных нитей лучше отказаться. Однако некоторые из синтетических волокон, используемые в ковроткачестве, весьма напоминают натуральные шерстяные.
Например, изделия из терклона – материала, приятного на ощупь, влагостойкого, нетоксичного и не вызывающего аллергию. Очень часто при изготовлении ковров применяется несколько материалов одновременно. Это может быть смесь шерстяных и шелковых волокон, которые привязывают к шерстяной или хлопковой основе. Или шерсть с синтетикой. При этом желательно, чтобы доля искусственных волокон не превышала 50%. Поэтому настоятельно рекомендуем при покупке ковра узнать в точности, каков его состав.
Весьма важные показатели качества ковра – метод его окраски и особенности красящего вещества. Наилучший из них – окрашивание волокна в массе в процессе производства. В этом случае цвет ворса не изменится при эксплуатации и чистке изделия, не выгорит на солнце. Дешевле окраска ворса – цветная печать на уже готовом ковре. Определить метод окрашивания можно по цвету оснований волокон. Имеет значение и тип самих красителей. Самые лучшие и дорогие красители – натуральные. Дешевые синтетические краски легко распознать по неприятному химическому запаху нового ковра.
Из любви к искусству
Разумеется, большинство ковров сегодня изготавливается не вручную, а с помощью машин. Понятно, что коврам машинного производства не хватает индивидуальности и такой ковер принципиально не может быть уникальным, если это не единственный экземпляр, выполненный по персональному заказу. Значительный плюс машинных ковров (помимо их ценовой доступности) – весьма высокая плотность, которая, как вы уже знаете, определяет долговечность и качество ковра. Отметим также, что наиболее качественными считаются машинные ковры, произведенные в Бельгии и Германии.
Самыми ценными, дорогими и престижными считаются ковры ручной работы. Это не просто предметы обихода, а произведения искусства. Их стоимость с годами только растет. Сегодня, как и в прежние времена, эти ковры изготавливают преимущественно на Востоке. Больше всего ценятся знаменитые персидские ковры, сотканные в Иране. Секрет их великолепия заключается в выборе материала, сочетании цветов, красоте и превосходном качестве. В то же время на мировой рынок поступает немало относительно дешевых, но зачастую упрощенных копий персидских ковров из Индии, Непала, Пакистана и Китая.
Очень популярны туркменские и узбекские ковры ручной работы, отличающиеся характерными геометрическими узорами и темно-красной цветовой гаммой.
Ковры всегда в моде
Выбирая ковер, важно помнить, что его цвет может быть использован как отправная точка для дизайнерских разработок всех остальных элементов дома, например, обоев, обивки мебели, штор. В любом специализированном магазине даже самый привередливый человек сможет отыскать что-нибудь подходящее. Помимо традиционных прямоугольных есть ковры овальной, круглой, восьмигранной формы. Но особое внимание всегда уделяется цвету и рисунку ковра.
Чаще всего встречаются ковры с классическим европейским или восточным орнаментом. Они изготавливаются, как правило, из шерсти или шелка и прекрасно вписываются в интерьеры, оформленные в любом классическом стиле. В интерьер, выполненный в стиле хай-тек, прекрасно впишется ковер с абстрактными узорами. Бывают ковры со вставками из дерева, металла, зеркал.
Сравнительно небольшую группу составляют изделия, представляющие собой репродукции картин известных живописцев, например, Дали. Для детских предлагаются ковры с мультипликационными сюжетами. Наконец, есть и однотонные ковры – декоративность в этом случае создается за счет высоты ворса, от 5 до 12 см. Свою специфику имеют узоры и в каждой стране. Например, персидские ковры отличаются сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включены надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой палитрой. Для непальских ковров характерен крупный геометрический рисунок, напоминающий картины абстракционистов, и резкие переходы цвета. При этом возможны самые смелые сочетания: ярко-красного с зеленым или лилового с белым.
Из ковров ручной работы, пожалуй, только непальские могут быть целиком однотонными, с рисунком в виде одной или нескольких геометрических фигур. Китайские ковры имеют традиционный растительный дизайн – обычно пастельных тонов, хотя встречаются и красные, зеленые, яркосиние. Характерный рисунок – крупные выпуклые цветы. Шерстяные ковры из Туркмении и Азербайджана выделяются геометрическим узором (первые – мелким, вторые – крупным).
Вы выбрали рисунок и стиль, необходимо задуматься и о расцветке ковра. Ковер – весьма мощный архитектурный инструмент, и пользоваться им нужно умело. Важно помнить, что темные цвета оптически сужают помещение, а светлые расширяют. Если солнце редкий гость в вашем доме, компенсируйте его отсутствие с помощью светлого ковра в желто-оранжево-красной гамме, а в комнатах, залитых солнцем, хорошо смотрятся холодные и темные цвета.
Ковер или палас?
Скорее всего, мало кто представляет себе разницу между ковром и паласом. Поэтому определимся – чаще всего под паласом подразумевают кусок коврового покрытия с обработанными краями. Соответственно, ковер принято свободно расстилать на полу, палас же приклеивают к полу специальной клейкой лентой.
Правильная укладка паласа – основное условие продолжительного срока его службы, поэтому лучше поручить это профессионалам. Существуют два основных метода укладки: приклеивание по всей площади и укладка на подкладку с натяжкой паласа. Приклеивание удобно для больших помещений, где имеет значение стабильность размера. Натяжка хороша для небольших помещений, где желательна большая мягкость покрытия и дополнительная звукоизоляция. Очень важно подготовить пол перед укладкой, особенно перед приклеиванием. Неровности и трещины недопустимы, а в местах фиксации клейкой ленты поверхность должна быть сухой, чистой и обезжиренной.
И наконец, несколько слов о специальных методах обработки ковров. Поинтересуйтесь, обработан ли понравившийся вам ковер антистатической и грязеотталкивающей пропиткой. Благодаря такой защите он будет более практичен в эксплуатации и дольше сохранит свои первоначальные свойства.
Уход за коврами ручной работы
- Не храните и не стелите ковер в помещениях с повышенной влажностью;
- Избегайте попадания на ковер прямого солнечного света;
- Старайтесь не ставить на ковер мебель с острыми ножками;
- Изредка разворачивайте лежащий на полу ковер на 90 или 180°. Так вы избежите неравномерного износа ковра;
- Сворачивая ковер в рулон для долгого хранения, не забудьте закатать в него средство от моли в виде специальных бумажных листочков;
- Небольшие загрязнения с ковра можно удалять влажной щеткой или тампоном. После этого обязательно на некоторое время приподнимите ковер с пола, чтобы под ним мог свободно циркулировать воздух и он побыстрее просох;
- Если вы хотите отдать ковер в химчистку, старайтесь выбрать такую, где специализируются на коврах ручной работы. Но лучше избегать химической чистки ковра – за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо;
- Чтобы уберечь ворс от моли, полезно каждые несколько месяцев попросту выбивать ковер. Переверните его ворсом вниз и постучите слегка по всей поверхности. После этого встряхните ковер, чтобы удалить пыль, и оставьте на некоторое время на открытом воздухе.
Как оценить качество ковра ручной работы
- Изнанка должна полностью повторять узор лицевой стороны ковра;
- Все ковры ручной работы имеют небольшие дефекты (например, несимметричность, неправильная форма и др.). Иногда мастера сознательно допускают такие «ошибки»;
- О высоком качестве ковра свидетельствует плотность в 900 узелков на 1 см² (30 на каждой стороне квадрата). На стоимость ковра влияет также сложность узора;
- Практически все ковры ручной работы имеют сигнатюр – подпись автора с обратной стороны полотна.