Красим потолок правильно
Идеальный потолок — мечта. И вроде бы все просто: бери краску, крась и потом радуйся. Но вот беда — хороший результат с наскока не получить, гораздо чаще после такой «оперативности» приходится думать об устранении недоработок. Некрасивые желтоватые пятна, заметные глазу полосы от валика, темные области на потолке при косом освещении, глянец на отдельных участках… — все это портит общее впечатление.
Причины подобных ошибок разные. Это может быть и плохая подготовка поверхности, и неверный выбор материалов, инструмента и т.д., вплоть до неправильной техники нанесения. Так что приведенные ниже ответы на некоторые вопросы по теме, надеемся, будут в помощь.
Различаем пятна на «небе»
Прежде всего, обратим внимание на обязательность идеального выравнивания потолка. Зачем? Все просто — естественная освещенность выявляет все неровности и шероховатости поверхности. Проникая сквозь окна, солнечный свет (в этом случае его называют боковым) работает как проявитель — любой бугорок становится очевиден из-за отбрасываемой им тени; получается этакий эффект пятен. При искусственном освещении это менее заметно, хотя «пятнистость» и не исчезает полностью.
Чтобы избавиться от этого недостатка, порою профессионалы сначала прокрашивают весь потолок глянцевой краской, которая еще сильнее подчеркивает его «бугристость», затем уже «не вслепую» выравнивают поверхность шпатлевкой (методика кому-то покажется спорной, тем не менее она существует). В заключение доводят плоскость до идеального состояния шкуркой. Ну и еще один нюанс — для финишной покраски потолка они используют, за редким исключением, матовые краски, также слегка маскирующие неровности.
Другого рода пятна на потолке — результат давнишних протечек либо проявившаяся ржавчина от арматуры плит перекрытий.
В этой ситуации сначала удаляют непрочно держащиеся и отслаивающиеся элементы старого покрытия, затем грунтуют потолок изолирующими грунтовками. Они предотвратят проступание пятен и обеспечат финишной краске хорошее сцепление с поверхностью. Можно использовать и гидроизолирующие материалы, более того, в случае если протечки происходят регулярно, это необходимо.
Чтобы правильно выбрать нужный состав в магазине, стоит внимательно прочитать все, что написано на этикетке. Вот пример нужного описания одной из гидроизолирующих грунтовок: «Специальная проникающая грунтовка-водопреграда, отсекатель капиллярной и парциальной влажности. Защита от протечек, конденсата влаги, коррозии, плесени».
Третья причина появления пятен на потолке банальна — желание сэкономить. Понятно, что финансовые возможности у всех разные, но при выборе всегда стоит помнить, что «копеечные» грунтовки и краски могут сыграть с вами злую шутку и оказаться в результате дороже «самых элитных» материалов. Посчитайте сами, что выгоднее: четыре-восемь слоев «дешевой» краски или два слоя качественной, но стоящей в два-три раза дороже…
Выбор материалов
Прежде всего, необходима хорошая шпатлевка. Причем лучше выбирать ту, что на основе акриловых связующих (масляно-клеевые нежелательны, если вы планируете далее использовать современные краски — такая комбинация может привести к проступанию пятен на финишном покрытии).
Тривиальное напоминание, но все-таки: перед нанесением шпатлевки внимательно ознакомьтесь с инструкцией на упаковке: разные шпатлевки дают разную усадку, следовательно, имеют разные величины максимального допустимого слоя. Нарушение этого требования приводит к образованию усадочных трещин.
Грунтовка. Выбирают ее исходя из конкретной проблематики. На новых поверхностях (а также на основах, полностью очищенных от старой краски) оптимальный вариант — грунтовки глубокого проникновения. Они улучшат адгезионные свойства поверхности (последующие покрытия надежнее будут сцепляться с поверхностью), а также упрочат и обеспылят основы.
Вот пример описания с этикетки одной из таких грунтовок: «ОСНОВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: эквивалентна по впитыванию необработанным поверхностям; нейтрализует пыльные и известковые поверхности; обеспечивает необработанным стенам хорошее сцепление и препятствует искажению цвета. Отличное впитывание и выравнивание; пропускает водяные пары».
Краска. Ныне для отделки потолков в жилых и не жилых помещениях (с умеренной и повышенной влажностью) чаще всего используют краски на водной основе (водоэмульсионные, водно-дисперсионные). Вопрос: «Какая самая лучшая?» — весьма коммерческий. Хороший состав прекрасно закрашивает поверхность в два слоя, плохой — и в четыре слоя нормально не укроет. Если говорить о гарантированном качестве, то наибольшее доверие вызывают материалы под торговыми марками «ACE», «Sigma Coatings», «Johnstone’s», «Soframap», «Dulux», «Lafarge» и некоторыми другими… Из перечисленного списка в России узнаваем и широко доступен сейчас лишь «Dulux». Отсутствие других брендов не стоит рассматривать в негативе — указали лишь те, которые реально использовали в работе.
Выбирая краску для потолка, стоит взять за основу принцип «разумного компромисса». Некоторые производители (но далеко не все) выпускают широкий ассортимент материалов, и среди них есть специальные краски для потолков. Они дешевле, поскольку потолки не столь требовательны к уходу, как стены, и потому намеренно лишены некоторых специфических эксплуатационных свойств (повышенной стойкости к мытью, в частности). Выгода налицо: в спальне, например, такие «навороты» ни к чему — достаточно возможности протирать окрашенную поверхность. Кстати, такие краски часто отмеливают (например, Cork-S «Для потолков» мелится и смывается водой), что можно рассматривать и как достоинство, и как недостаток — все зависит от поставленных целей.
Посоветовать материал для потолка какой-то конкретной фирмы, пожалуй, лучше всего помогут грамотные продавцы. Дело в том, что немало зависит от окрашиваемого помещения. Обычно идет рекомендация красить стандартной матовой краской для потолка. Стоит обратить внимание и на такие, которые при нанесении имеют цвет, а при высыхании становятся белыми — для того, чтобы видеть, где уже покрашено, а где нет.
Техника нанесения
Начинать всегда надо с окрашивания углов. Для этого удобен специальный угловой валик, мини-валик или маленькая кисть.
Далее — потолок. Инструмент — кисть, но лучше валик самого распространенного размера «миди» из практически любого материала (поролон, мольтопрен, полиамид, полиакрил, полиэстр, велюр, канекарон, мех) — к краскам на водной основе подходят все. Если предпочитаете «шубку», то ворс должен быть коротким (4 мм). У такого валика меньше впитывающая способность, зато окрашенная поверхность получается более гладкой.
Красить надо от окна, продвигаясь вглубь комнаты. Неважно, какой инструмент используется — кисть, валик или что-то другое — каждый новый мазок кладут рядом с предыдущим.
По шведским рекомендациям первый слой наносят перпендикулярно направлению падения солнечного света, а по финским — вдоль. Как говорится, на выбор. Тем не менее последний (второй) слой всегда кладут вдоль падения света.
Совет: в погоне за быстрым эффектом не надо наносить без остановки сразу несколько слоев краски, так как нанесение краски на не полностью просушенный слой может привести к отслоению покрытия от поверхности.
Проблемы и как их избежать
Почему возникает «полосатость» при окраске?
Причин может быть несколько, и, как правило, все упираются в недостаточный навык маляра.
- Слишком густая краска. В некоторых случаях мы советуем разбавить состав до необходимой и/или удобной для работы консистенции — внимательно прочтите инструкцию на банке. Краску нужно раскатывать по поверхности, а не «намазывать» валиком — полосы часто возникают как раз по ширине валика. Избежать этого довольно просто: во-первых, катайте валик W-образными движениями, во-вторых, как только увидите, что на валике уже не осталось краски, прокатайте этим валиком по только что окрашенной поверхности без нажима (так, чтобы валик не проскальзывал) — таким образом вы соберете излишки краски, которые и образуют «полосатость».
- Неравномерный по толщине слой краски. Итак, вы окунаете валик в краску и начинаете катать его по поверхности (руководствуясь нашими рекомендациями). Следовательно, где начало — краски чуть больше, так как там валик был еще «полон», а в конце он почти «пустой», а значит, и краски меньше. При отсутствии опыта это приводит к тому, что на некоторых участках появляются «наплывы», излишки материала.
Используйте специальное корыто, в котором можно не только смочить валик краской, но и раскатать его по «ребрам». Иными словами, старайтесь чаще макать валик и тщательно его раскатывать по корытцу, убирая излишки краски.
Почему недавно нанесенная краска вспучивается, отслаивается, обесцвечивается и т.д.?
В подавляющем большинстве случаев виной тому неправильная или недостаточная подготовка поверхности (априори считаем, что краска у нас качественная). А ведь все без исключения руководства по подготовке поверхности начинаются словами: «Поверхность под покраску должна быть прочной, сухой, чистой…»
- Поверхность должна быть прочной: имеется в виду, что основа не должна осыпаться и мелиться. Проведите по ней рукой: если на руке остаются какие-то следы (пыль, мел или что-то подобное), необходимо воспользоваться укрепляющей грунтовкой или грунтом для сыпучих поверхностей.
- Поверхность должна быть сухой: перед нанесением краски на новую шпатлевку или штукатурку убедитесь, что она полностью просохла (на это может уйти несколько дней — внимательно изучите инструкцию по применению материала).
- Чистоту поверхности нужно понимать в буквальном смысле слова. Это особенно актуально, когда перекрашивают ранее окрашенную основу. Дело в том, что на ней в процессе эксплуатации оседает пыль, копоть, жиры, табачный дым и т.п., поэтому, прежде чем начать работу, старое покрытие необходимо как следует промыть с моющим средством и дать ему высохнуть. Следы табачного дыма и копоти обязательно обрабатывают специальной блокирующей грунтовкой, иначе они проступят на финишном покрытии и вызовут обесцвечивание.