Рельефная отделка стен

Лепные изделия в интерьере. Капитель. Карниз

Лепные изделия из гипсового или цементного раствора изготавливаются в специальных мастерских и используются для архитектурной отделки помещений. Лепнину подгоняют к местам установки, подрезая ножом плоскости деталей, прилегающих к стене. При необходимости насекается поверхность штукатурки. Подготовленные лепные детали и поверхности мест их установки смачивают водой, наносят слой гипсового раствора толщиной примерно 5 мм и прижимают (притирают) к поверхности так, чтобы по краям выступил раствор (лишний удаляется кельмой или лопаточкой).

Особых сложностей в изготовлении рельефных украшений нет. Готовится раствор из известкового теста и гипса (просеянных через частое сито). По густоте смесь должна быть сметанообразной. Раствору дают немного «подсесть», чтобы он из жидкого стал студенистым. Небольшие простые украшения (звезды, снежинки, буквы и т.д.) можно нанести с помощью трафарета. Изготовленный трафарет приставляется к поверхности, и на тех местах, где должен лечь узор, выполняются насечки. Они наносятся по всей площади рисунка, а не только по контуру трафарета. Затем трафарет заполняют раствором, разравнивают и затирают. Как только он схватится, трафарет снимают и исправляют шероховатости.

Есть и второй способ выполнения лепнины: нанести раствор на поверхность, разровнять его, затереть, нарисовать узор и обрезать раствор вокруг его контуров, как тесто. Затем зачистить рельеф. Всю работу лучше проводить поэтапно, по одному элементу: выполнил насечку — сделал рельеф, так как известково-гипсовый раствор достаточно быстро схватывается.

Более сложные орнаменты изготавливаются с помощью формы. Форма может быть пластиковой, бетонной, деревянной и т.д. Чтобы будущее украшение легко вынималось из формы, ее предварительно промазывают мыльной кашицей. Форма наполняется раствором постепенно, толщина каждого слоя должна быть не более 10 мм.

Классическая лепнина изготавливается из гипса путем отливки или прессования и только потом прикрепляется к поверхностям. Однако в последнее время для нее очень активно стали использоваться различные цементосодержащие растворы и сухие смеси. Легкие детали можно посадить на специальный клей, гипс или цементные смеси. Для объемных тяжелых рельефов клея или раствора будет явно недостаточно, поэтому их дополнительно укрепляют штырями. Штыри впоследствии тщательно заделываются и маскируются. Что касается цвета, то здесь возможности безграничны: зефирно-белые рельефы прекрасно сочетаются с пастельными тонами и особенно нежно-розовым, бледно-оливковым, нежно-голубым, цветом слоновой кости.

Супрапорта — это пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.

Лепной карниз из набора элементов

Несложные рельефы можно создать в процессе штукатурных работ с помощью различных шаблонов. Такой метод называется «вытягиванием». Он особенно хорош для наружных работ и отделки фасадов, поскольку орнамент в этом случае является не «инородным» телом, а частью монолита. В последнее время в продаже появились различные лепные украшения, изготовленные из особо легких материалов — папье-маше, пенопласта, пластмассы и т.д. Они достаточно практичны в применении, более чем доступны в цене, но недолговечны и при внимательном рассмотрении «выдают свое происхождение». Их можно с успехом использовать в типовых квартирах или арендованных офисах. В помещениях, которые строятся «на века», такие украшения неуместны.

Можно ли считать лепниной изделия из пластмассы? Действительно, такие изделия изготовлены с претензией на рельефную лепнину. Например, розетка, в которой размещаются зажимы, соединяющие провода настенного светильника с проводами электросети. Это изделие из пластмассы, которое применяется для декоративного оформления отверстия в стене после проведения электромонтажных работ. Хотя на лепнину это похоже очень отдаленно, но все же интерьер стены разнообразит.

Лепнина продается в виде отдельных модулей и элементов, из которых, как из мозаики, собирается единая композиция, соответствующая стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя. Можно максимально загрузить рельефом все поверхности и плоскости, чтобы нигде не оставалось гладкого места, или, напротив, ограничиться скромной розеткой и изысканным карнизом под потолком. Очень эффектно будет смотреться асимметричное расположение рельефов.