Штукатурка от А до Я. Обработка декоративных штукатурок

  1. Подготовка
  2. Способы оштукатуривания
  3. Обработка декоративных штукатурок
  4. Составы штукатурных растворов и смесей
  5. Ремонт штукатурки
  6. Особенности интерьерных штукатурок
  7. Оконные и дверные проемы и углы
  8. Выполнение падуг и карнизов внутри помещения

Оштукатуривание выполняют, как говорят специалисты, в интерьере и экстерьере — внутри и снаружи дома. В интерьере чаще выполняют обычные штукатурки на известковом, известково-гипсовом, цементно-известковом и цементном растворах. В экстерьере шире применяют декоративные штукатурки — они бывают цветные (с заполнителями, окрашенными пигментами, цементом или цветным цементом) либо фактурные, неокрашенные.

Виды штукатурки

Образцы декоративной штукатурки

Рис. 1. Образцы фактур декоративной штукатурки:
А - набрызг;
Б - обработка зубилом;
В - сграффито

Фактуры (рис. 1) выполняют набрызгом (с веника, щетки) и набрасыванием через сетку раствора или с помощью инструментов по окрепшему раствору: бучардами (под шубу, штриховку), зубилами (под дюны), стальными линейками или гладко струганными рейками (под рваный камень или грубосколотый песчаник — рустованная штукатурка).

Сегодня на основе акриловых и виниловых полимеров в водной эмульсии с добавлением природных материалов - таких как подкрашенная или натуральных тонов крошка мрамора, кварцевый песок, силикатные или кальциевые наполнители, золотая крошка — создаются новые виды штукатурки, отделочных материалов. Например, керамическая минеральная штукатурка, кроме традиционной долговечности, обладает стойкостью к трещинам и в то же время воздухопроницаемостью.

По материалу декоративные штукатурки подразделяют на известково-песчаные цветные, терразитовые, каменные и сграффито.

Известково-песчаные цветные штукатурки приготовляют из известкового теста с добавкой или без добавки цемента, кварцевого песка или песка из цветных каменных пород и пигмента. Эти штукатурки обрабатывают в пластичном состоянии, придавая им гладкую или другую фактуру (набрызгом, штампами, валиками, процарапывая бороздки циклями).

Терразитовые штукатурки получают из гашеной извести с добавкой или без нее цемента, мраморной муки или крошки, слюды и пигмента. Цемент вводят, чтобы раствор не осыпался при ударной обработке. Эти штукатурки (более жесткие, чем известково-песчаные) чаще обрабатывают в полузатвердевшем состоянии циклеванием, срубанием раствора для получения вида сколотого камня и реже — бучардами.

Каменные штукатурки приготовляют в основном из цемента с добавлением не более 5% известкового теста для пластичности, мраморной крошки или других каменных пород. Эти штукатурки более жесткие, чем терразитовые, их обрабатывают в основном в затвердевшем состоянии укладыванием, обработкой бучардами, зубилами, зубчатками или травлением кислотой.

Сграффито — многоцветная штукатурка. Она состоит из нескольких слоев различных цветов. Раствор приготовляют из известкового теста и мелкозернистого кварцевого песка. Контуры изображения наносят на схватившийся раствор с помощью трафаретов или снимают его на разную глубину, обнажая слои разных цветов. Этим способом создают рельефные красочные орнаменты и сюжетные рисунки.

Для декоративных штукатурок используют цветной портландцемент желтого, розового, красного, коричневого, зеленого, голубого, черного цветов; белый портландцемент и шлакопортландцемент. Если вместо цветных цементов применяют обычный, то выбирают его светлых тонов. Содержание сернистых соединений в шлакопортландцементе не должно быть более 2%, иначе на поверхности штукатурки образуются высолы, и пигменты обесцвечиваются.

Фактуры известково-песчаной штукатурки

Под волны. На свежую или ранее затертую цветную штукатурку, надсеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его лопаткой, получая волнистую поверхность.

Травертин. На подготовленную поверхность штукатурки бросками наносят тонкий слой цветного раствора. Затем заглаживают его лопаткой или стальным полутерком, получая рельефные островки на гладком затертом фоне — декоративные «камни».

Под валуны. На грунт наносят пластичный цветной раствор, быстро разравнивают его полутерком и затем проторцовывают поверхность жесткой волосяной или щетинной кистью. При торцовке кисть держат перпендикулярно поверхности. Жесткая кисть дает четкие, резко очерченные «валуны», мягкая — как бы смятые.

Под дюны. На поверхность грунта наносят цветной раствор и быстро разравнивают его полутерком. К только что разровненному раствору приставляют с небольшим нажимом терку и тотчас же отрывают ее. К терке прилипает раствор и вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости, вид которых напоминает песчаные дюны. Для получения волнистых «дюн» терку можно отрывать не прямо, а слегка сдвигая ее в сторону. Для получения фактуры мелких «дюн» раствору дают немного схватиться. Затем слегка его затирают, приставляют к поверхности терку и отрывают ее.

Под борозды. Из стальной полоски или дерева изготовляют малку с полукруглыми зубьями шириной 10—30 мм с пазухами между зубьями 10—15 мм. Зубья малки затачивают в одну сторону. На подготовленный грунт наносят малоподвижный раствор, быстро разравнивают его полутерком, берут в левую руку правило, прикладывают его к еще не схватившемуся раствору. Правой рукой приставляют к правилу малку и ведут ее заточенной стороной зубьев вперед под углом 45° к поверхности. При этом получаются ровные борозды, величина и форма которых зависят от формы зубьев малки.

Под шубу. Выполняют набрызгом, набрасыванием раствора через сетку, стряхиванием раствора с веника или со щетки. Набрызг через сетку и с веника выполняют любым раствором и даже с крупным заполнителем, набрызг с щетки — раствором с мелким заполнителем. Чтобы получить плотный набрызг без пропуска, его повторяют несколько раз, пока на поверхности не останется не покрытых раствором мест и она будет покрыта равномерно. Набрызг через сетку выполняют так. На деревянную рамку размерами 100×100 или 100×150 см натягивают сетку с ячейками от 2,5 до 10 мм (в зависимости от крупности фактуры). Чтобы сетка не выпучивалась и не вибрировала, с обратной стороны рамы по диагонали натягивают проволоку. К ней крепят сетку, привязывая к проволоке в двух-трех местах. Для того чтобы рама отстояла всегда на одинаковом расстоянии от поверхности, к ней прибивают планки-стойки от 10 до 25 см.

Постоянное положение рамы относительно оштукатуриваемой поверхности дает возможность получить набрызг одинаковой крупности, но для этого следует наносить раствор с одинаковой силой. Раму приставляют к поверхности грунта и лопаткой с сокола набрасывают сквозь сетку раствор. Проходя через сетку, раствор попадает на поверхность в виде бугорков.

При набрызге с березового веника его держат правой рукой, а левой — круглую палку диаметром 4—5 см, длиной 50—60 см. Раствор набирают на веник и ударяют им о палку, стряхивая на поверхность стены. Крупность фактуры зависит от толщины прутьев веника, густоты раствора и силы стряхивания. Во время работы раствор периодически перемешивают, чтобы он не расслаивался.

Набрызг со щетки дает более мелкую фактуру, чем через сетку или с веника. Для работы берут жесткую волосяную, а лучше щетинную щетку. Ее держат левой рукой и, окунув в раствор на половину высоты волоса, подносят к поверхности щетиной вверх. Затем проводят по щетине находящейся в правой руке палочкой или дощечкой, и раствор со щетки отлетает на оштукатуриваемую поверхность. Образуется густая фактура, похожая на ворс шубы.

Набрызг хлопьями сметанообразного пластичного раствора оставляет на поверхности фактуру, похожую на снежные хлопья разной величины и формы. Особенно эффектна эта фактура, когда хлопья белого раствора наносят на цветную поверхность штукатурки (синюю, голубую, черную). Сначала наносят, разравнивают и затирают цветной раствор, затем по нему выполняют набрызг. Качественнее он получается по свежезатертой штукатурке.

Под губку. На грунт наносят раствор сметанообразной консистенции, быстро разравнивают его и тут же наносят по нему торцовые удары губкой. Она продавливает раствор, и он вдавливается в ее поры, оставляя на поверхности штукатурки соответствующий рельеф, вид которого будет зависеть от формы пор. Чтобы раствор не прилипал к губке, ее смачивают в мыльной воде и слегка отжимают.

Фактуры терразитовой штукатурки

Под штриховку (прямыми или сдвинутыми штрихами) с неровностями от 2 до 5 мм получают из мелкозернистых смесей по свеженанесенному раствору. Раствор после нанесения обрабатывают в интервале от 1 до 6 часов насечкой гвоздевыми гребенками или зубчатой циклей, тянут простейшим шаблоном, состоящим из однопрофильной доски. Нанесенную цементную смесь можно обрабатывать троянкой или скарпелью. По затвердевшему раствору работы начинают не ранее чем через 6 дней после его нанесения.

Под скалу. Рельефные камнеподобные фактуры, напоминающие колотый камень, выполняют из затвердевшего раствора с крупным заполнителем наковкой зубилом или шпунтом. Шпунт забивают в раствор, выбивая тем самым куски и оставляя углубления, образующие равномерно зернистую поверхность. Когда обработку ведут зубилом или скарпелью, срубая куски раствора, поверхность имеет вид рваного или колотого естественного камня.

Фактуры каменной штукатурки

Поверхность штукатурки до начала обработки делят на отдельные «камни». Для этого с помощью намеленного шнура пробивают линии рядов «камней» или рустов (швов), а также ремешки и другие прямолинейные детали. После этого приступают к отделке штукатурки под ту или другую фактуру.

Под шубу выполняют разными инструментами: при насечке бучардами с крупными зубьями получают крупнозернистую фактуру, с мелкими зубьями — мелкозернистую, при наковке шпунтом — особо крупнозернистую. При крупных и длинных шипах зубьев бучарды фактура получается глубже и крупнее.

Под штриховку бороздками выполняют бучардой, но не с зубьями, а с лезвиями. От величины зубьев инструмента зависит глубина бороздок. Они могут быть крупными, средними и мелкими. Первую наковку ведут по отбитой шнуром линии, последующие — параллельно первой. Фактуру с разделением всей поверхности на полосы можно получить троянкой или зубчаткой.

Под дюны выполняют зубилом. Предварительно поверхности прочищают стальными щетками или оттирают брусками. С хорошо уплотненной и затертой поверхности штукатурки срубают тонкий слой так, что образуются небольшие углубления.

Под рваный камень или грубосколотый песчаник выполняют зубилами, шпунтами, скарпелями. Для этого на поверхность наносят слой раствора 4—6 см, уплотняют его и делят поверхность на «камни». После схватывания раствора прорубают или выполняют русты, а затем обрабатывают поверхность для получения фактуры. В нанесенную затвердевшую штукатурку вбивают зубило или шпунт и в разных местах отламывают куски раствора, чтобы образовались крупные неровности. Когда требуется получить фактуру под тесаный песчаник, зубилом скалывают небольшие куски штукатурки.

Крупнозернистую и мелкозернистую фактуры получают так. Сначала наносят цементный раствор мелкими или крупными бросками, затем приготовляют раствор для каменной штукатурки и наносят его слоем толщиной до 10 мм по схватившемуся слою грунта. В зависимости от наполнителя верхняя или лицевая фактура может быть мелкозернистой или крупнозернистой.