Уроки гостеприимства
Разрабатывая проект современного, оригинального бревенчатого здания, имеющего функции гостевого дома и бани, архитектор отталкивался от традиций северного деревянного зодчества. В его трактовке эта тема получила, с одной стороны, несколько утрированное фольклорное звучание, с другой – «модерновость».
Строительство
Поскольку это второй дом, то ландшафт к началу его строительства был уже готов. Здание сориентировали таким образом, чтобы из больших витражных окон гостиной открывался вид на самую живописную часть участка - небольшой искусственный водоем. В водную тематику дом «вписался» просторной (40 м²) открытой террасой-палубой с канатным ограждением и возвышающимся над нижним ярусом кровли узким скошенным объемом-«парусом». Заглубленный цоколь (с двух сторон фасады выходят консолью: бревна, на которых лежит сруб, на полметра длиннее фундамента) усиливает иллюзию скольжения дома по водной глади.
Что касается самого сруба, то собран он вполне традиционно. Ошкуренные и отесанные сосновые 6-метровые бревна уложены в венцы и закреплены в углах врубками. Для придания конструкции большей жесткости соседние бревна соединены шипами. При сборке каждый венец «припазовывался» вручную (вообще же работа с неоцилиндрованным бревном – серьезная проверка строителей на профпригодность, поскольку требует опыта и высокой квалификации).
Естественно, материал прошел предварительную обработку. Каждое бревно было пропитано антисептиками и антипиренами. Чтобы основной шов рассыхания «ушел» внутрь, не испортив трещинами лицевой стороны, в бревне делался продольный технологический пропил, ослабляющий напряжение. После того как дом подвели под крышу, стены были тонированы морилкой в цвет сосны. К слову, на завершающей стадии строительства было решено не укорачивать и не выравнивать выступающие за край кровли стропила и концы бревен верхней части сруба: так фасады более выразительны.
При строительстве пришлось учитывать специфику материала. Естественная усадка сруба и значительная, нетипичная для традиционного деревянного домостроения площадь остекления потребовали определенных инженерных решений. Витражи и окна - элементы неподвижные и хрупкие, а дерево стены, как известно, "дышит". Поэтому использовались дополнительные подпорные балки-колонны. Во избежание нагрузок на рамы и стеклопакеты над каждым окном оставили компенсационный зазор, который запенили и закрыли широкими наличниками.
Цокольная часть сруба «скатана» из наиболее влагостойкой древесины – лиственницы, мореной в тон оливы (темно-коричневый, почти черный цвет). Из нее же сделаны лестница и дощатый настил террасы.
Для крыши выбран холодный металл (Tegola Steel), контрастный по отношению к темному цоколю и яркой солнечной древесине стен.
Планировка, интерьер
На первом этаже здания расположились гостиная, прихожая и банная зона с купелью, душевыми, санузлом, в мансарде - гостевая спальня.
Основная площадь здания приходится на двусветный бездверный объем просторной гостиной, оформление которой строится на уже знакомом по внешнему облику дома контрасте фактур природных и искусственных материалов: дерево полов, стен и открытых деталей балочных конструкций, стекло витражей, металл выполненных в стиле техно лестницы и барной стойки.
Последней в интерьере вообще отводится роль некоего антипода всему естественному, «природному» в доме. Агрессивность металлической перфорированной конструкции усиливает люминесцентная подсветка (вообще на подсветке деталей построена вся система освещения дома. Лампы вмонтированы в столешницу и закреплены на стропилах). Тем не менее, при создании стойки учтены все требования эргономики, необходимые для комфортного размещения за ней шести человек.
Кстати, первоначально планировалось сделать над ней небольшой балкончик с полом из матового стекла (этот же материал используется для ступеней лестницы). Однако затем решили, что в этом случае потеряется игра пересечений стропильных балок.