Японский стиль в оформлении ландшафтного дизайна

Знаменитый японский шедевр «Сад камней» порождает массу эмоций – это или буйство морских волн у скалистых рваных островов, или пена облаков над горными вершинами в белоснежных шапках, но основной результат от испытанных иллюзий – душевный покой, гармоничная тишина и строгая нравственная чистота. Безупречное равновесие и абсолютная гармония этюда из камней, песка и цветов позволяют забыть о небольшом пространстве уголка природы. Именно в средневековой Японии произошел расцвет сложнейшего искусства – создания японских садов.

Благодаря неумирающим традициям, садоводы по-прежнему творят уникальные ландшафты, знаменитые по всему миру. Символичность элементов природных пейзажей имеет китайские корни, а японские мастера учат создавать эти символы из природных материалов, чтобы художественный образ сада был в полной гармонии с вашим настроением, характером, образом жизни. Создание японских садовых композиций позволяет найти почти невидимую эфемерную грань между реальным стилем городской архитектуры и естественной красотой природы.

Сад камней своими руками

Немало книг о садовом искусстве дают советы о главных элементах дизайна и возможности создания композиции, описывают формы и типы лужаек и садов. Древнее японское руководство по искусству создания сада, трактат «Сакутэйки», начинается словами «искусство раскладывать камни – это аксиома».

Оформление сада камнем может подражать природному пейзажу. Задача оформителя заключается в умении найти необходимый камень и вписать его в пространство и, уже в обыгранном варианте, привнести в создаваемый дизайн. Можно разбить или усложнить его, сделать естественными повороты тропинок сада, использовать как природный фон для прочих элементов сада, делать акцент или только оттенять их формы и цвет.

Сад из камня и песка выражает постоянную и вечную борьбу и единство добра и зла, где инь и ян – песок и камень. Они создают иллюзию, позволяющую бесконечно расширять пространство, применять масштабирование камней по размеру и форме, которые позволят при долгом восприятии отодвинуть ненужное и приблизить маленькое, но важное. В результате осмысления приоритетов жизни приходит ее осознание – и только благодаря садовому искусству.

Большое количество элементов в оформление сада характерно для европейской культуры. Японское искусство рекомендует минимальное количество элементов дизайна, но активное использование цвета, формы, а главное, визуального восприятия и акцентирования внимания на основных свойствах элементов декора.

Чтобы стать творцом сада-шедевра японского типа, осмотрите участок, чтобы выделить основные зоны будущего ландшафтного рисунка:

  • флора, живущая в саду;
  • характер рельефа;
  • общие контуры;
  • типы переходов и границ рельефа;
  • панорама за пределами сада.

Главной задачей после определения зон является правильный выбор основных направлений взгляда, и условное разделение территории на части – передний план, средний и панорамный. Мысленно нарисуйте дорожки – важную деталь в организации сада. Тропа не должна быть прямой, иначе вы рискуете принести домой накопившиеся за день проблемы. Извилистая дорожка освобождает душу от проблем, но изгибы тропинок должны закругляться в сторону родного порога. Тропинки из неоднородного материала замедляют движение и дают возможность подумать, какую энергетику стоит оставить в саду.

Дорожки в японском саду камней

Шаговые плоские камни по размеру ноги человека играют роль акцента и привлекают своей оригинальностью. Там, где сделан этот акцент, стоит остановиться и посмотреть вокруг. Для сбалансированного сочетания камней свойственно, чтобы основной и второстепенный камни в вертикальном положении располагались почти вплотную, а камень горизонтальной плоскости и дополнительные были разбросаны на маленьком расстоянии. Для холмистого небольшого сада ведущее значение имеет основной камень, другие элементы – островки, холмы, вода – дополняют и завершают садовую композицию.

Направление рисунка тропинок дает возможность:

  • корректировать угол осмотра;
  • изменять или подчеркивать характер рельефа, реализующий общую идею.

Теперь необходимо подумать о панорамном дальнем плане и вписать его в линии обзора. Панорамой могут быть водопады и ручьи, фонари и деревья, закат или восход, горы и леса.

Баланс открытого пространства и нагромождений, тонкие переливы одной цветовой гаммы, броская нереальная красота акцентированных панорам расслабляет, и камни вашей души остаются в саду.

Правильно разбросанные камни – это основа философии дизайна сада в национальных традициях Японии. Хорошо подобранные растения значительно усилят впечатления, например, нежные цветы на фоне камня обязательно вызовут нежность, замедлят ваш бесконечный бег и уравновесят внутренний мир.